Совет юриста: что делать, если вам угрожают коллекторы

Не люблю кредиты, но один раз взяла его для установки пластиковых окон в двухкомнатной квартире. Сумма около 100 тысяч рублей. Заплатить фирме за изготовление и монтаж мы с мужем не могли – у нас таких больших денег не было. Потом потянулись долгие месяцы выплаты долга. И в один момент мы пропустили оплату.

Что потом началось? Хорошо, что рядом были юристы, которые все моменты просрочки и последствий объяснили. Да и долг у нас был небольшой. Я как журналист стала изучать вопрос досконально. И чтобы уберечь вас от неприятных ситуаций, написала рекомендации. Они основываются на советах службы судебных приставов. В борьбе с коллекторами, которые стоят на службе банков, моя статья.

Проверка по реестру

Проверяем коллектора по реестру. Насколько он юридически обоснованно предъявляет требования. Ведь кто попало не может представлять банк в финансовом вопросе. Круг лиц, кому разрешены такие полномочия, указаны на сайте Федеральных судебных приставов. Только они могут звонить должникам, отсылать им смски или общаться иным способом.

Частота переговоров

Звонить с утра до вечера по несколько раз на дню коллектор не имеет права. Об этом говорит федеральный закон № 230. В документе чётко оговаривается частота переговоров. Представители от банковского учреждения могут звонить не чаще:

  • 1 раз в сутки;
  • 2 раза в неделю;
  • 8 раз в месяц.

А также в ФЗ написано время звонков от коллектора:

  • в будни 8–22 часов;
  • в выходные и праздники 9–20 часов.

Эти промежутки времени разрешены для отправки и других сообщений и электронных писем с помощью интернета. Частота напоминаний:

  • 2 раза в сутки;
  • 4 раза в неделю;
  • 16 раз в месяц.

Обратите внимание! Закон не ограничивает только количество отправлений с помощью обычной почты.

Что делать, если даже ночью нет покоя?

При звонках после 22 часов сделайте аудио или лучше видеозапись разговора. При этом наведите объектив на часы, чтобы зафиксировать время. Говорите максимально вежливо, а собеседнику скажите о вашем праве обратиться в полицию, если возникнут подозрения или будут угрозы в отношении жизни.

Применение силы

Даже, имея долг в банке, гражданин России имеет право спокойно передвигаться по улице и не бояться за жизнь. Коллекторам категорически запрещается применять физическую силу к должникам. Запрещено также угрожать расправой в любом виде. Имущество должника также неприкосновенно.

Закон Российской Федерации также на стороне должника в отношении психологического здоровья и защиты его чести. Запрещены способы устрашения, которые травмируют психику, сказываются на нервной системе и заставляют человека страдать.

Коллектор при общении с гражданином не имеет права вводить его в заблуждение, предоставляя неправдивую информацию в отношении суммы долга, сроков списания и других моментов кредиторской задолженности.

Важно! Если такие факты обнаруживаются, россиянин должен пресечь их, обратившись в правоохранительные органы.

Желательно, чтобы он записал номера телефонов, звонивших, описал их внешность или предоставил другие видео, фото и аудиоматериалы.

Изъятие имущества

Только приставы имеют право изымать имущество с составлением описи только на основании решения суда.

  1. Коллекторов не пускайте даже за порог квартиры или частного домостроения.
  2. Если они это делают силой, то позвоните в дежурную часть полиции, чтобы вызвать наряд.
  3. Для установления факта нарушения ваших прав пригласите двух соседей в качестве понятых – свидетелей нарушения.

Тем более нельзя посторонним людям отдавать имеющую наличность, банковские карты, сберегательные книжки, облигации, акции и другие важные документы, в том числе и подтверждающие право на недвижимость.

Общение с родными и друзьями должника

Третьи лица – это родственники, друзья, знакомые и коллеги по работе могут общаться с коллектором только при строгом соблюдении двух условий: дать на это письменное или устное согласие.

Важно! При принуждении вступить в разговор на тему долга гражданина или иных вопросов касающихся его личности считается нарушением российского законодательства.

Посмотрите видео с юристом, в котором он объясняет как вести себя, если звонят и угрожают коллекторы, как с ними разговаривать и на что они имеют право:

Анонимщики

Ещё один подозрительный факт, указывающий на неправомерность действий подозрительного коллектора – отсутствие документов, подтверждающих его полномочия. Это требование касается общения не только при встрече, но и по телефону. Спрашивайте полностью имя, организацию и должность человека. Фиксируйте с помощью камеры или диктофона разговор.

При выполнении определённых действий, а это погашение займа просите оригиналы квитанций и расписок. Попросите, чтобы вам зафиксировали насколько рублей уменьшился заём.

Кому жаловаться

Если налицо нарушение прав гражданина РФ, то его защитят правоохранительные структуры. Одновременно можно обратиться в Центробанк и Федеральную службу судебных приставов. Написать жалобу или заявление можно с помощью сайта этой структуры.

Подведём итоги

  1. Даже имея просроченный долг в банке, гражданин России имеет права, которые он должен знать при общении с коллекторами.
  2. Закон запрещает коллекторам часто напоминать о долге, заходить самовольно в дом, и тем более изымать личные вещи, машины, деньги и документы.
  3. Ответы на вопросы можно получить, позвонив по телефонам: УФСП: 8 (499) 558-15-84, МВД по Москве: 8-800-222-74-47, 8(495)667-74-47.