Правила этикета, которые отличают культурного человека от невежи

Меня интересуют вопросы этикета и культурного поведения в обществе, потому что с необходимостью их применения мы сталкиваемся ежедневно: на работе и магазине, ни различных деловых встречах, в кафе или театре. В этой статье я подробно рассматриваю тему «Этикет» и общепринятые правила, которые следует соблюдать каждому культурному человеку.

Что такое этикет и с чем его «едят»

Слово «этикет» пришло к нам из Франции. Оно означает перечень правил, регулирующих отношения между людьми. Эти правила обычно не оглашаются, но каждый культурный человек их знает и использует в повседневной жизни.

Этикет проявляется в манерах каждого человека, то есть его поведенческих привычках в конкретных жизненных ситуациях. Существуют хорошие (скромность, тактичность, умение поддержать разговор) и плохие (шумное поведение, грубость, оскорбления) манеры.

Хорошие манеры прививаются человеку в процессе семейного воспитания, начиная с раннего детства. Здесь крайне важен личный пример родителей, потому что ребенок зачастую копирует их поведение в той или иной ситуации. Также с ребенком следует проводить беседы о том, что хорошо, а что — плохо, с детства приучать его к определенным правилам поведения, словам и жестам вежливости.

Разновидности этикета

  1. Этикет речи — включает в себя правила вежливости и чувство такте при общении с людьми;
  2. Деловой этикет — нормы поведения человека на работе: от внешнего вида до общения и самопрезентации.
  3. Столовый этикет — содержит правила поведения за столом, умение пользоваться столовыми приборами.
  4. Религиозный этикет — подразумевает толерантность и уважение к представителям других вероисповеданий, поведение в церкви и на церковных праздниках;
  5. Гендерный этикет — предусматривает правила поведения с представителями противоположного пола;
  6. Семейный этикет — правила отношений между членами одной семьи — между детьми и родителями, между супругами, уважение к представителям старшего поколения.
  7. Сетевой этикет — умение вежливо и корректно общаться с собеседниками в сети.
  8. Свадебный этикет — соблюдение правил и традиций, принятых на свадебной церемонии;
  9. Этикет поведения в общественных местах;
  10. Профессиональный этикет — правила поведения на работе, в различных профессиональных сферах.
  11. Военный этикет — касается поведения военнослужащих

Общие правила этикета

Общие правила этикета, приведенные ниже, касаются всех вышеперечисленных разновидностей этикета.

  • Подобранный гардероб должен быть уместным для данной ситуации, одежда — быть поглаженной, чистой, выглядеть на человеке опрятно. Не стоит забывать и о регулярной чистке обуви;
  • Уход за собой: важно соблюдать правила гигиены — неприлично выходить из дома, если вы не расчесались и не умылись, не почистили зубы;
  • Что касается этикета общения: нельзя сквернословить, разговаривать агрессивно, вызывающе, кричать. Не стоит забывать о вежливых словах, ведь этому нас учат с самых ранних лет!
  • В транспорте нужно уступать место беременных, пожилым людям и женщинам с детьми;
  • Входящий в помещение должен здороваться первым;
  • Важно помнить о словах благодарности;
  • В общественном месте неприлично громко разговаривать и тыкать пальцем.
  • В кафе и ресторане нельзя класть свой телефон на стол. Это знак неуважения к окружающим!
  • Иногда нужно говорить комплименты людям, это проявление вежливости

Кроме перечисленных, существует много других правил этикета в различных категориях. Их не надо изучать специально, как правило, люди узнают их в процессе воспитания. Но перечитать и вспомнить иногда полезно, чтоб не ударить в грязь лицом!

Как было раньше?

Ещё сто лет назад общество было другим и правила этикета тоже, они были более строгими, особенно для молодых женщин.

  1. Молодым девушкам запрещалось смеяться зевать, чихать, есть что-либо в обществе. Исключение делалось для мороженого и конфет;
  2. Дурным тоном было носить платья желтого цвета, женщину могли заподозрить в неприличном поведении;
  3. Ни в коем случае нельзя было оставаться наедине с мужчиной;
  4. Женщинам нельзя было посещать туалет в театре, ресторане, в присутствии гостей

Особенно строгие правила касались учителей:

  1. Нельзя ходить на свидания;
  2. Нельзя выходить замуж до окончания учебного года;
  3. Запрещено красить волосы;
  4. Находиться вне дома с восьми вечера до шести утра;
  5. Платье учительницы должно быть на 7 сантиметров выше щиколотки или длиннее;
  6. Носить одежду ярких цветов.

Правила этикета у разных народов

  • У англичан считается неприличным разговаривать, положив руки в карманы. Впрочем, это правило справедливо и для представителей других народов;
  • Американцам обязательно широко улыбаться при приветствии и в процессе и разговора;
  • Итальянцы в разговоре сначала осведомляются о здоровье детей, потом уже интересуются, как дела у взрослых;
  • В Арабских странах важны мусульманские традиции, они являются основой для правил поведения. Мусульмане обязательно молятся пять раз в день. Они не едят свинину и не употребляют алкоголь.
  • В Китае приняты чаепития за низким круглым столом, сопровождаемое светскими беседами. Чайная церемония требует соблюдения определенных правил от участников;
  • У испанцев с часу дня до пяти вечера время отдыха — сиеста, в это время не принято тревожить друг друга;
  • В Швеции налагаются крупные штрафы за оставленный после себя в неположенном месте мусор;

Выводы

  • Таким образом, этикет — это кодекс правил поведения, которые необходимо знать и соблюдать каждому культурному человеку;
  • При несоблюдении правил этикета человек считается невежей и теряет уважение общества;
  • В разные времена правила и нормы поведения в обществе существенно различались, например, 100 лет назад в России они были более строгими, особенно для юных девушек;
  • У разных народов и представителей разных религий правила этикета различаются, у каждого народа, у каждой религии — свои специфические особенности;
  • Правила этикета нужно преподавать детям в процессе воспитания, с самых ранних лет. Если человек готовится к светскому мероприятию, ему рекомендуется освежить в памяти правила этикета;
  • По хорошим манерам человека окружающие делают выводы о его воспитанности и уровне культуры.