Почему яйца начали продавать по 9 штук

Цены давно перестали радовать среднестатистического россиянина – ведь они постоянно растут, нескончаемо и неоправданно. Так мало того что продукты дорожают, так еще и упаковки мельчают. Недавно заметил, что яиц теперь стало не 10, а… 9. Влез в интернет и понял, что заметил это не только я.

В российских магазинах яйца стали продавать девятками. Эксперты говорят, что все потому, что подорожал продукт за год на четверть. Старые упаковки пока что никуда не делись, но после нового года их стали вытеснять «девяточные». Стоит ли говорить, что цена уменьшенных коробок такая же, как у стандартных, рассчитанных на 9 штук.

Ситуация экономическая: как обычно, держитесь

После нового года россияне заметили, что на полках магазинов наряду с привычными пачками яиц на 10 штук появился уменьшенный вариант – на 9, хоть и по стандартной цене. В Росстате говорят, что за год популярный продукт набрал в цене на 26%, что немного меньше, чем сахар, подорожавший на 28%.

Новость активно обсуждается – пока что. Не трудно догадаться, что недовольных много, как и диванных политиков-аналитиков, дающих удивительные прогнозы. Русская служба Би-би-си быстро сделала свои выводы и составила рейтинг продуктов, по которым уменьшалась упаковка при сохранении стандартной цены. В него вошли:

  • соки – 0.485 л вместо 0.5 л;
  • молоко коровье – 0.95 л вместо 1 л и 1.45 л вместо 1.5 л;
  • сметана – 330 г вместо 350 г, потом и 330 г превратились в 315 г;
  • шоколад – было 90 г, стало 82 г;
  • майонез – забудьте про пачки 450 г, теперь только 400 г;
  • пиво – банки по 0.45 л вытеснили банки по 0.5 л;
  • сыр – 180 г было слишком много, теперь или 150, или вообще 125.

Сжимфляция – то есть уменьшение объема упаковки – явление не новое не только для российских производителей. Оно не первый год отмечается в разных европейских странах и затрагивает практически все категории продукции.

Не все компании действуют нахрапом – уменьшая тару максимально откровенно и вызывая тем самым бурю негодования. Известный бренд Toblerone, снижая массу шоколадки, увеличил расстояния между треугольными зубцами в своих изделиях. Потребители, правда, все равно заметили, подняли бунт, и компании пришлось возвращать все на место.

Одно можно сказать точно – снижая товарный объем, каждый бренд стремится аккуратно замаскировать резкий скачок цен. Стоимость повышается незначительно или не меняется вообще, а масса становится меньше, но… это не так заметно.

Подробнее о сжимфляции

Как понятно из вышесказанного, сжимфляция – это новый (уменьшенный) объем за прежние деньги. Производитель не хочет обмануть покупателя – просто он понимает, что очередной рост цен вызовет негодование, и старается предотвратить его. Поскольку годами удерживать стоимость на продукцию на одной и той же отметке по объективным причинам нереально, компании начинают хитрить – сохранять ценники, а объемы немного уменьшать. Правда, истории известны случаи, когда за 5 лет упаковка уменьшалась чуть ли не вдвое. Но тут дело такое – главное постепенно, и, глядишь, не заметят.

В британском управлении нацстатистики заявили, что в результате сжимфляции были уменьшены упаковки практически 3 тысяч продуктовых товарных групп массового потребления. Некоторые производители спешат уверить покупателей, что «зато качество улучшилось». Но это уже не так важно, поскольку выбора все равно нет. Каждый бренд говорит о подорожании сырья, сопутствующих производственных затрат, хотя статуправления утверждает, что все это отговорки. Эксперты говорят, да мол подорожание неизбежно, но компании хитрят намного сильнее, чем реально дорожает и сырье, и производственные процессы.

Не яйцами едиными

Сыта неизменно ухудшающаяся экономическая ситуация в стране. Цены на продукты питания будут расти и дальше – в основном на молочную продукцию, мясо, колбасу, овощи. В правительстве обещают, что рост показателей инфляционные 5% не превысит.

Оказывают влияние на цены растущие тарифы системы «Платон», подорожание горючего. Шоколадки могут стать золотыми из-за падения урожайности бобов какао, молочка и ее потребители страдают из-за недостаточного финансирования отрасли. Мясо баснословно дорогим стать не обещает – главное, чтобы не было эпидемий. Эксперты подчеркивают необходимость поиска крупных поставщиков лояльными условиями. Полностью проблемы это не решит, но в некоторой мере ситуацию улучшит.

Правительство обсуждает необходимость реализации проекта госрегулирования цен на основные продуктовые группы. Без него, как говорят разработчики, следует ожидать стихийного роста цен и сговоров торговых сетей. Депутаты говорят, что у инициативы слишком много разных «но», поэтому утверждать ее пока что не спешат.

Итоги

  • После нового года на полках российских магазинов стали появляться яйца в новых упаковках. Все бы ничего, но теперь предлагается купить 9 яиц по цене 10, поэтому потребители высказывают массовое недовольство.
  • Сжимфляция – тренд не только России, но и многих европейских стран. Специалисты говорят, что маскировка новой цены под новый объем оправдана только частично – в реальности производственные затраты увеличиваются не так существенно.
  • Кроме яиц, в новом году подорожает мясо, молочка, овощи. Насколько – пока сказать трудно, поскольку рост цен зависит не только от экономических внешних и внутренних факторов.