Как вернуть деньги за просроченный товар, если потеряли чек

Я не всегда знала свои права потребителя. В советское время с качеством было лучше, но повзрослев, ситуация изменилась. Пришлось узнавать, как действовать, если куплен просроченный или испорченный товар и при этом нет чека.

В статье я расскажу об опыте и обретённых знаниях, которые теперь помогают оперировать правами, добиваться справедливости в магазине.

Возврат товара в советские годы

В начале 90-х годов я только вышла замуж. Если до брака я изредка покупала продукты и готовила еду, то приведя в дом супруга, разделила с мамой заботы по хозяйству.

По магазинам ходить мне нравилось. Появились палатки, где не давали чек, но меня это не смущало. Я покупала недорогие продукты и возвращалась с добычей домой.

Однажды купила рыбу. Только дома, открыв пакет, обнаружила тухлый запах. Решила сварить тушку. Подумала, что тепловая обработка избавит от запаха, но он оставался. Тогда я добавила в бульон много специй, есть эту испорченную рыбу было невозможно.

Продукт продали с истекшим сроком годности, возможно, с нарушенными условиями хранения.Тогда я приняла решение отнести рыбу обратно в магазин. Явно товар был просроченный, а продавец отпустил его, заведомо зная о порче.

Чека у меня не было, этот факт меня смущал. Я допускала развитие ситуации не в мою пользу. Недобросовестный продавец мог сделать вид, что я у него не покупала. Я краем уха слышала о санэпидемстанции, куда люди обращаются за помощью.

В справочнике нашла телефон службы, позвонила, получила совет: отнести обратно в магазин товар, а если возникнут сложности, обратиться к ним снова.

Получив поддержку от компетентной службы, пошла на рынок, где располагалась торговая точка. В окошко отдала отваренную рыбу и объяснила причину возврата. Деньги мне сразу вернули.

Такая же ситуация была с купленной солёной килькой, у которой я только дома обнаружила истёкший срок годности. Сразу отнесла покупку в магазин – деньги вернули без разговоров.

Всё это случилось во времена перестройки. Сейчас уровень просвещения людей выше. И о правах потребителя в средствах массовой информации говорят и пишут больше.

Закон на стороне потребителей

Покупая товар, потребители совершают розничную сделку. Статья 493 Гражданского кодекса нашей страны считает сделку совершившейся, когда покупатель получил чек. Если россияне покупают продукты, то они чаще всего не заглядывают в фискальный документ, оставляя его на кассе.

А как быть, если дома обнаружился брак в товаре или нарушенный срок годности, а чека нет. Согласно закону, отсутствие фискального документа не позволяет считать сделку недействительной. Иными словами, статьи 18 и 25 правового документа позволяют считать законным возврат денег без предъявления товарного документа о покупке.

Как правильно действовать покупателю

Для решения проблемы потребитель обращается в торговую точку и пишет заявление. В документе указывает:

  • дату покупки;
  • описание, название товара;
  • причину возврата товара (брак, нарушения срока годности);
  • требование вернуть денежные средства или обменять товар.

На основании этого заявления администратор магазина решает вопрос о возврате денег или обмене продукции.

Посмотрите, как юрист помогает решить проблему:

Как доказать покупку просроченного товара без чека

С помощью видеокамер магазина

Чтобы доказать факт совершения покупки или сделки потребителю в настоящее время ничего делать не нужно. В большинстве сетевых магазинов расположены видеокамеры. Человеку достаточно сообщить приблизительный час покупки. Сотрудники торговой точки просмотрят видеозаписи в этот промежуток времени.

Мне пришлось два раза обращаться в супермаркет, правда, по другой причине – в случае неправильного расчёта. Дома обнаружила, что заплатила за 3 упаковки яиц или 2 банки консервы, а в наличии их было на единицу меньше.

Обратилась в магазин. Через 20 минут сотрудники торговой точки подтвердили факт неправильного расчёта. Я не стала брать деньги, а взяла недостающий товар.

С помощью фискального документа в памяти ККТ

Доказать покупку можно в магазине, который сохраняет экземпляры оторванной кассовой ленты. Мало того, данные о сделках хранятся в памяти кассовых аппаратов, а также передаются фискальному органу по интернету.

Согласно налоговому законодательству, все торговые точки в 2019 году должны в обязательном порядке использовать контрольно-кассовую технику(ККТ) при продаже продукции.

Кассы нужны для онлайн-операций с фискальным органом и налоговой инспекцией. Так что закон снова на стороне потребителя. Достижения прогресса ему на руку. Об этом я узнала, делая видеоматериалы на эту тему, и напрямую общаясь с налоговиками нашего района.

Желательно не тянуть с возвратом. Возможно, часть просроченного товара ещё будет лежать на прилавках. Тут и доказывать ничего не надо – факт нарушения правил продажи налицо.

Магазины, которые отпускают просроченный товар, наказывает Госсанэпидемнадзор. А штрафные санкции от ведомства для юридических лиц исчисляются десятками тысяч рублей. Если будет доказан факт отпуска просроченного товара, магазин накажут.

Примите к сведению

  1. Этическая сторона решения проблемы всегда должна превалировать для обеих сторон. В любом случае нужно спокойно обратиться в магазин, объяснить причину возврата. Берегите собственные нервы и работников магазина, старайтесь действовать адекватно, без упрёков и криков.
  2. Подтвердите действия юридическими документами. Кстати, закон о защите прав потребителей висит на стене в каждой торговой точке. Вы можете указать на книжечку. Перед такими «железными» аргументами продавец бессилен отказать в просьбе.
  3. Не стоит тянуть с возвратом просроченного товара. Лучше обратиться в магазин в течение 3-4 дней, да и дома держать негодную в пищу продукцию небезопасно. У неё может появиться неприятный запах, упаковки с молочной продукцией – вздуться и т. д.